На современном этапе развития общества вопрос
экологического воспитания приобретает особую остроту, так как в современном
мире проблемы загрязнения окружающей среды носят глобальный характер и
затрагивают всё человечество, особенно в Свердловской области. Наш край богат
месторождениями полезных ископаемых, разнообразием растительного и животного
мира. Но по истечении времени природные ресурсы исчерпывают себя из-за
варварского отношения человека к природе: неумеренных растрат полезных
ископаемых, браконьерства, увеличения факторов, загрязняющих атмосферу. Главная
причина–это экологическая безответственность общества в целом. В связи с этим
возросла необходимость усилить
экологический аспект в области духовно-нравственного воспитания уже с
первых уроков обучения ребёнка в школе и во внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание–составная часть
духовно-нравственного воспитания. Формирование экологической культуры направлено на становление осознанно-правильного отношения непосредственно к
самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а
также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные
ценности. Знания являются
обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение–конечным его продуктом.
Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают
начало экологическому сознанию ребёнка. Экологическое воспитатние младших
школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей
среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать
осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и
неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания
детей младшего школьного возраста является формирование начал экологической
культуры в урочной и внеурочной деятельности через преподавание курса
окружающий мир и дополнительных занятий по данному курсу.
Обобщив собственную педагогическую деятельность за два
последних года, мною было создано электронно-методическое пособие, цель
которого - формирование
экологической культуры младших школьников в
процессе дополнительных занятий по курсу «Окружающий мир» и обеспечение
учебно-методическим сопровождением как одно из условий реализации комплексного
подхода к формированию экологической культуры младших школьников.
Авторское пособие позволяет решить следующие задачи:
- формировать у
младших школьников целостное представление о природном и социальном
окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развивать умение
воспринимать окружающим мир посредством органов чувств, познавательного
интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и
явлений окружающей действительности;
- обучать младших
школьников методам познания окружающего мира;
· воспитывать эстетическое и нравственное отношение к
среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с
общечеловеческими нормами морали;
- приобщать к
общечеловеческим ценностям: ценность природы и её разнообразия, ценность
человека и его здоровья, ценность взаимодействия природы и человека;
- формировать активную
жизненную позицию гражданина России.
Электронно-методическое пособие составлено на основе
программы к курсу «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») для
учащихся 1–2 классов в качестве электронного сопровождения уроков или дополнительных
занятий по окружающему миру во внеурочное время.
Электронно-методическое
пособие состоит из тематических блоков по годам обучения. Каждый блок включает
темы, название которых соответствует темам уроков программы к курсу «Окружающий
мир» О.Т. Поглазовой.
№
|
Название
|
Содержание
|
Дидактическое сопровождение
|
1 класс
|
I.
|
Разнообразие и красота растений
|
1.
|
Кустарники их строение и разнообразие
|
Познакомить с понятием «кустарник», выявить
отличительные свойства кустарников от деревьев, раскрыть многообразие
кустарников и их значение в природе
|
-
|
2.
|
Ягодная поляна
|
Выявить значение ягод в жизни природы и человека
|
Карточки-раскраски
|
3.
|
Удивительные растения мира
|
Познакомить с удивительными растениями мира, чем они
примечательны, почему исчезли. Дать понятие «Красная книга».
|
-
|
.4.
|
Культурные растения
|
Познакомить с понятием «культурные растения», их
свойствами и причинами потери этих свойств. Польза культурных растений для
человека.
|
Рассказ «Очень вредная крапива»
|
5.
|
Контрольный тест по блоку
|
Проверить усвоение изученного.
|
Карточка-тест
|
II.
|
Царство грибов
|
1.
2.
3.
|
Многообразие грибов.
Съедобные и ядовитые грибы.
Удивительные грибы
|
Определить, можно ли считать грибы живыми существами.
Познакомить со строением гриба. Показать разнообразие грибов. Отличать
съедобные и ядовитые грибы, их значение в природе.
Познакомить с удивительными грибами, выявить причины их
исчезновения.
|
Карточки-раскраски
|
III.
|
Многообразие
животных
|
1.
|
Многообразие
птиц
|
Познакомить
с многообразием птиц, их красотой, выявить отличительные при-знаки. Кто такие
певчие птицы?
|
«Голоса
птиц» - музыкальное сопровождение
|
2.
|
Многообразие
насекомых. Общественные насекомые.
|
Познакомить
с многообразием насекомых, их отличием от других животных, значением
насекомых в жизни природы и человека.
|
Карточки-раскраски
|
3.
|
Жуки
и бабочки
|
Показать
отличительные особенности жуков и бабочек. Выяснить причины исчезновения
некоторых.
|
|
2 класс
|
IY.
|
Мир велик и
разнообразен
|
1.
|
Мир
велик и разнообразен
|
Повторить,
что узнали об окружающем мире в 1классе, что запомнили, чему научились (3
основные группы предметов, их отличительные признаки)
|
2.
|
Человек–часть
живой природы. Человек–разумное существо
|
Определить,
что человек–часть живой природы.
Чем
отличается от других живых существ?
|
3.
|
Профессии
людей. Эколог –одна из самых важных профессий
|
Выяснить,
чему научился человек, чтобы выжить. Познакомить с миром профессий. Выделить
из многообразия профессию «эколог» и доказать, почему она одна из самых
важных.
|
4.
|
Здоровье
человека. Значение природы для здоровья человека
|
Определить,
что такое здоровье,
что
может повредить и сохранить его. Кого называют закалённым человеком, как им
стать.
|
Y.
|
Красота и
разнообразие неживой природы
|
1.
|
Река, её части. Значение в жизни людей
|
Выявить, что такое река, из каких частей состоит.
Узнать о значении рек в жизни человека.
|
|
|
|
|
|
|
В течение первого и второго годов
обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой
природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных
тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят картину
разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих
поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой
природы и частью человеческого общества: членом семьи, коллектива учеников,
общества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание
учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять
окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и
родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь
наследие наших предков.
Использование электронного пособия позволило
повысить мотивацию учащихся к изучаемому предмету, послужило толчком для
создания исследовательских проектов: «Вторая жизнь бумаги», «Природные
катаклизмы», «Удивительный мир камней», «Значение снега в жизни человека и природы".
|