Вторник
14.05.2024
09:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Любознатели
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Учитель года

ФГОС НОО

Категории раздела
Мои статьи [6]
Жизнь Любознателей [7]
Творчество "Любознателей" [10]
В этом разделе представлены лучшие сочинения третьеклассников по теме "Вспоминаем о прошедшем лете".

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебно-методическое сопровождение как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьник

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту, так как в современном мире проблемы загрязнения окружающей среды носят глобальный характер и затрагивают всё человечество, особенно в Свердловской области. Наш край богат месторождениями полезных ископаемых, разнообразием растительного и животного мира. Но по истечении времени природные ресурсы исчерпывают себя из-за варварского отношения человека к природе: неумеренных растрат полезных ископаемых, браконьерства, увеличения факторов, загрязняющих атмосферу. Главная причина–это экологическая безответственность общества в целом. В связи с этим возросла необходимость усилить экологический аспект в области духовно-нравственного воспитания уже с первых уроков обучения ребёнка в школе и во внеурочной деятельности.

        Экологическое воспитание–составная часть духовно-нравственного воспитания. Формирование экологической культуры направлено на становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение–конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию ребёнка. Экологическое воспитатние младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности через преподавание курса окружающий мир и дополнительных занятий по данному курсу.

Обобщив собственную педагогическую деятельность за два последних года, мною было создано электронно-методическое пособие, цель которого -  формирование экологической культуры младших школьников в  процессе дополнительных занятий по курсу «Окружающий мир» и обеспечение учебно-методическим сопровождением как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников.

Авторское пособие позволяет решить следующие задачи:

  • формировать у младших школьников целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  • развивать умение воспринимать окружающим мир посредством органов чувств, познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
  • обучать младших школьников методам познания окружающего мира;

·     воспитывать эстетическое и нравственное отношение к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

  • приобщать к общечеловеческим ценностям: ценность природы и её разнообразия, ценность человека и его здоровья, ценность взаимодействия природы и человека;
  • формировать активную жизненную позицию гражданина России. 

Электронно-методическое пособие составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») для учащихся 1–2 классов в качестве электронного сопровождения уроков или дополнительных занятий по окружающему миру во внеурочное время.

Электронно-методическое пособие состоит из тематических блоков по годам обучения. Каждый блок включает темы, название которых соответствует темам уроков программы к курсу «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой. 

Название

Содержание

Дидактическое сопровождение

1 класс

I.

Разнообразие и красота растений

1.

Кустарники их строение и разнообразие

Познакомить с понятием «кустарник», выявить отличительные свойства кустарников от деревьев, раскрыть многообразие кустарников и их значение в природе

-

2.

Ягодная поляна

Выявить значение ягод в жизни природы и человека

Карточки-раскраски

3.

Удивительные растения мира

Познакомить с удивительными растениями мира, чем они примечательны, почему исчезли. Дать понятие «Красная книга». 

-

.4.

Культурные растения

Познакомить с понятием «культурные растения», их свойствами и причинами потери этих свойств. Польза культурных растений для человека.

Рассказ «Очень вредная крапива»

5.

Контрольный тест по блоку

Проверить усвоение изученного.

Карточка-тест

II.

Царство грибов

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Многообразие грибов.

 

 

 

Съедобные и ядовитые грибы.

 

 

Удивительные грибы

Определить, можно ли считать грибы живыми существами. Познакомить со строением гриба. Показать разнообразие грибов. Отличать съедобные и ядовитые грибы, их значение в природе.

Познакомить с удивительными грибами, выявить причины их исчезновения.

Карточки-раскраски

III.

Многообразие животных

1.

Многообразие птиц

Познакомить с многообразием птиц, их красотой, выявить отличительные при-знаки. Кто такие певчие птицы?

«Голоса птиц» - музыкальное сопровождение

2.

Многообразие насекомых. Общественные насекомые.

Познакомить с многообразием насекомых, их отличием от других животных, значением насекомых в жизни природы и человека.

Карточки-раскраски

3.

Жуки и бабочки

Показать отличительные особенности жуков и бабочек. Выяснить причины исчезновения некоторых.

 

2 класс

IY.

Мир велик и разнообразен

1.

Мир велик и разнообразен

Повторить, что узнали об окружающем мире в 1классе, что запомнили, чему научились (3 основные группы предметов, их отличительные признаки)

2.

 

 

 

Человек–часть живой природы. Человек–разумное существо

Определить, что человек–часть живой природы.

Чем отличается от других живых существ?

3.

Профессии людей. Эколог –одна из самых важных профессий

Выяснить, чему научился человек, чтобы выжить. Познакомить с миром профессий. Выделить из многообразия профессию «эколог» и доказать, почему она одна из самых важных.

4.

Здоровье человека. Значение природы для здоровья человека

Определить, что такое здоровье,

что может повредить и сохранить его. Кого называют закалённым человеком, как им стать.

Y.

Красота и разнообразие неживой природы

1.

Река, её части. Значение в жизни людей

Выявить, что такое река, из каких частей состоит. Узнать о значении рек в жизни человека. 

В течение первого и второго годов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и частью человеческого общества: членом семьи, коллектива учеников, общества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков.

        Использование электронного пособия позволило повысить мотивацию учащихся к изучаемому предмету, послужило толчком для создания исследовательских проектов: «Вторая жизнь бумаги», «Природные катаклизмы», «Удивительный мир камней», «Значение снега в жизни человека и природы".
Категория: Мои статьи | Добавил: ONek (26.06.2012)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для родителей

Для "Любознателей"

"Светофор"

Проекты

Поиск