Понедельник
29.04.2024
04:47
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Любознатели
Главная Регистрация Вход
Открытый урок »
Меню сайта

Учитель года

ФГОС НОО

Категории раздела
Новости "Любознателей" [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Открытый урок по теме «Жизнь экосистемы»

3 класс

 

Дата проведения: 10.10.2012 г.

Тип урока: урок открытия нового знания

 

Цель урока: изучить понятие «экосистема» как единство живой и неживой природы, сообщество живых организмов, в котором происходит круговорот веществ.

Задачи урока:

1.      Понять, что в экосистеме всегда идёт круговорот веществ.

2.      Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

3.      Приводить примеры живых организмов разных «профессий».

4.      Называть, из чего состоит экосистема.

5.      Понимать роль живых организмов в природе.

 

Оборудование:

- иллюстрации различных экосистем;

- аншлаги с опорными словами: экосистема, производители, потребители, разрушители, живая природа, солнце, почва, вода, воздух, горные породы, неживая природа, сообщества, цепь питания;

- компьютерная презентация к уроку;

- лист самооценки работы в группах.

 

Ход урока:

I.                  Создание эмоционального настроя.

Доброе утро, ребята! Меня зовут Ольга Александровна. Надеюсь на продуктивное сотрудничество с вами. Тема, которой мы посвятим сегодняшний урок, жизненно важная для всего живого на планете. Пока называть её не буду, надеюсь, вы сами догадаетесь. А перед этим отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

Конечно, это наша планета. Чем она уникальна? Действительно, только  наша планета имеет такое разнообразие жизненных форм.

 

II.               Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, какие «профессии» живых организмов вы знаете? (производители, потребители, разрушители).

- Как еще называют производителей? («кормильцы»).

- Что к ним относится? (растения).

- Почему их так называют? (производят органические вещества).

- Как еще называют потребителей? («едоки»). Кто к ним относится? (животные).

- Почему их так называют?

- А разрушителей называют как? («мусорщиками»). –Почему?

- Кого мы относим к мусорщикам? (бактерии, микроорганизмы, грибы).

- Элементами какой природы являются данные представители? (живой природы).

- Какая ещё существует природа? (неживая природа). Назовите элементы неживой природы (солнце, почва, вода, воздух, горные породы)

(в это время вывешиваются аншлаги с терминами и примеры «профессий»)

 

III.           Постановка проблемы.

- Как вы считаете, есть ли взаимодейтствие между живой и неживой природой? (выслушиваются разные мнения, если мнение одно, то сама выдвигаю противоположное мнение, вопрос вывешивается на доску)

- Мнения разделились, значит, возникло противоречие!

- Какова наша цель? (разрешить это противоречие, т.е. прийти к одному мнению). А как это возможно? (в процессе исследования)

 

IV.            Поиск решения проблемы

- Скажите, а существует связь между представителями «профессий»?  Как эту связь покажем на нашей схеме? Давайте рассмотрим:

   Зелёные стрелки показывают, кто чем питается. Такие цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются цепи питания. Только кузнечики и птицы ловят живую добычу, ведь они потребители. А жуки-могильщики, дождевые черви и микробы питаются умершими организмами–они разрушители. Но что же тогда обозначает стрелка от «мусорщиков» к растениям? Неужели растения поедают микробов? Просто разрушители поглощают погибшие организмы и в результате своего обмена веществ оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения. Таким образом, с помощью разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот веществ.

- Так происходит ли взаимодействие между живой и неживой природой? Сейчас вы можете объяснить?

- Чувствуют ли живые организмы себя как дома? Каким словом можно назвать составленную нами схему? (экосистема) А где обитают растения и животные? (на лугу). Значит, мы составили экосистему луга.

- А если мы уберём один элемент живой природы из экосистемы (например, кузнечика). Что произойдёт? (погибнут сорокопуты, потому что им нечего будет есть, а могильщики не смогут справляться с таким большим количеством умерших птиц). Нарушится круговорот веществ, а значит, и вся экосистема луга!

- А если мы уберём один элемент неживой природы, например, почву? Что произойдёт? (погибнут растения, а значит, и потребители. Негде будет жить разрушителям – погибнет экосистема луга!)

- Какой вывод сделаем?  Живая и неживая природа должны быть в единстве, живые организмы должны жить сообща, для того, чтобы совместно осуществлять круговорот веществ!

- Взаимодействие между производителями, потребителями и разрушителями может быть в другой экосистеме? (конечно)

- Какие экосистемы вы ещё знаете?

- Так что же такое ЭКОСИСТЕМА?

- Обратимся к учебнику, сравним наше определение с предложенным.

- Может, вы назовёте тему нашего урока?

 

V.               Самостоятельное применение знаний

Предлагаю поработать в группах. Вам предстоит тоже при взаимодействии друг с другом составить экосистему, используя предложенные элементы живой и неживой природы. После работы необходимо будет представить получившуюся экосистему (можно всей группой, можно представителям, как договоритесь). Но сначала назовите правила, которые нужно соблюдать при работе в группе:

1.     Быть дружными, прислушиваться к мнению друг друга.

2.     Иметь одну точку зрения.

3.     Распределять обязанности, работать всем.

4.     Слушать сигнал учителя.

Можете приступать к работе. На выполнение задания даю 5 минут.

(ребята представляют получившиеся экосистемы)

1.     Лесная экосистема (сосна      жук-короед      поползень      коршун      жук-мертвоед, бактерии гниения (сапрофиты)

 

2.     Озеро (водоросли      лещ      щука       рак       бактерии)

 

3.     Поле (пшеница     мышь     лисица      жук-могильщик, бактерии)

 

4. Болото (мхи      улитки      тритон      выпь (аист)      бактерии)

 

5. Луг (трава       комары     чекан     сокол      бактерии)

 

VI.            Рефлексия. Самооценка работы группы

- Давайте ещё раз повторим, что такое экосистема.

- Посмотрите, какое многообразие экосистем получилось, и все они существуют в биосфере.

- Что особенно хорошо запомнилось на уроке?

- Что бы вы хотели рассказать родителям?

 Молодцы, вы очень хорошо поработали, а теперь сами оцените свою работу в группах согласно оценочному листу.

 

 Лист самооценки ученика ________________________________________

 

Работа на уроке

Оценка ученика

Оценка учителя

1. Помогал выполнять задания в группе

 

 

2. Внимательно слушал учителя, одноклассника

 

 

3. Активно работал на уроке

 

 

4. Не нарушал правила работы в группе

 

 

 

VII.        Домашнее задание

(дифференцированное)

1.     Составить экосистему моря (реки).

2.     Написать сочинение-рассуждение на тему «Что произойдёт, если исчезнут мыши (божьи коровки)?

3.     Задания в рабочей тетради на с.19-20.


Презентация к уроку

 

Для родителей

Для "Любознателей"

"Светофор"

Проекты

Поиск

Архив записей