Вторник
14.05.2024
04:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Любознатели
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Учитель года

ФГОС НОО

Категории раздела
Мои статьи [6]
Жизнь Любознателей [7]
Творчество "Любознателей" [10]
В этом разделе представлены лучшие сочинения третьеклассников по теме "Вспоминаем о прошедшем лете".

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Технология проектной деятельности как средство формирования социально-компетентного потенциала личности ребёнка

     Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сферу школьной деятельности. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых технологий в обучении.

     В связи с этим в педагогическом коллективе нашей школы происходит переосмысление учебного содержания, его совершенствование. Из практики исключаются непродуктивные стили педагогического общения, методы, формы и средства обучения, что нашло отражение в новых курсах, программах, инновационных педагогических технологиях. 

         Одной из наиболее действенных и современных технологий, на наш взгляд, является проектная деятельность учащихся, так как она направлена на: 

1.    Формирование активной, самостоятельной и инициативной            жизненной позиции.

2.    Развитие в первую очередь умений и навыков, реализующих принцип связи обучения с жизнью:

·     исследовательских, рефлексивных, самооценочных;

·     умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетно нацеленных на развитие познавательного интереса;

·     умение строить отношения в группе (коллективе) на основе сотрудничества и взаимопонимания;

·     умение регулировать своё поведение в зависимости от ситуации и того социального института общества, с которым приходится взаимодействовать на основе знаний правил и норм поведения.

Всё выше перечисленное является составляющими социально-компетентного потенциала личности ребёнка и способствует эффективному самоопределению своего ближайшего и перспективного будущего, обоснованному выбору оптимальных вариантов последующего развития, концентрации волевых усилий, самоконтролю. Педагогический процесс должен осуществляться на основе реализации основных механизмов развития и саморазвития личности с раннего детства до социальной зрелости.

         В нашей школе практикуется работа над разными видами проектов: групповыми, парными, личностными.

         Для создания единого образовательного пространства в работу над проектом вовлечены все участники образовательного процесса: ученики, родители, учителя.  Роль учителя - координировать и направлять творческую деятельность учащихся. Он предлагает темы проектов, продумывает учебные цели, определяет число участников проекта, сроки работы над проектом,  предлагает возможные источники информации, консультирует во время работы над проектом.

         Учащиеся выбирают одну из тем проекта, предложенных учителем, делятся на группы (если проект групповой или парный), определяют цели и задачи, ставят основополагающий и проблемные вопросы, вырабатывают план действий, ведут поиск материала по теме, определяют способ представления результатов.

         На этапе поиска информации в проектную деятельность включаются родители. Совместно с детьми ищут литературные источники в библиотеках, архивах, интернете, помогают провести анкетирование, обработку данных и сделать представление проекта (выставка, коллаж, фотоальбом, компьютерная презентация и т.п.).

         В нашей школе эта технология получила развитие не только в среднем и старшем звене, но и на первой ступени обучения, так как одной из приоритетных задач современной школы является создание полноценных условий для развития личности каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, так как, опираясь на позиции отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), ведущим видом деятельности у младших школьников становится учебная.

     Дети приобретают опыт исследовательско – творческой работы уже в начальной школе, что поможет им при переходе в среднее звено адаптироваться к дальнейшему обучению, где активно применяются проектные технологии, направленные  на межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. 

Как показала практика, важным условием внедрения проектной деятельности является готовность самих преподавателей обучать детей, используя данную технологию. На заседаниях школьных методических объединений, круглых столах, педагогических совещаниях  одной из актуальных стала тема «Технология проектной деятельности педагогов и учащихся». Были выработаны методика работы над проектом для начальной школы, среднего и старшего звена, критерии оценивания и формы представления проектов учащимися.

Учителя столкнулись с проблемой: применение данной методики невозможно без умения работать на компьютере, так как большинство учащихся выбирает форму защиты проекта – компьютерную презентацию. Сложившаяся ситуация привела педагогов к необходимости пройти сначала курсы по освоению компьютерной грамотности (на базе МОУ СОШ №23, руководитель – учитель информатики), а затем – курсы при ИРРО «Intel. Обучение для будущего» с целью применения знаний, приобретённых на этих курсах, в своей педагогической деятельности и оказания помощи учащимся при работе над проектами.

Применение проектных технологий помогло повысить эффективность образовательного процесса: возрос интерес к учебным дисциплинам, учащиеся стали более активны, самостоятельны на уроках, что отразилось на качестве обучения. 

Вот уже два года в школе с помощью педагогов отрабатывается методика внедрения проектных технологий в образовательный процесс, формируется банк тем учащихся, вариантов презентаций, форм и жанров проектной деятельности. Выработана система оценивания проектов, рекомендации учителю для успешной реализации проекта, положение о конкурсе проектных работ, который проводится в конце года.

Представляем таблицу проектных работ учащихся, в которых выборочно даны темы 2005-2006 уч. года.

В ней представлены только некоторые темы проектных работ, которые наглядно показывают разнообразие тем, видов, форм защиты и выходов проекта.

Из таблицы видны разные направления, в рамках которых выполнен учебный проект: общественно-политическое, социокультурное, научно-техническое; образовательные области: филология, обществознание, информатика, естествознание, МХК. Ярко прослеживаются межпредметные связи. Формы представления проектов разнообразны. Встречаются различные типы проектов по количеству участников проекта (личеностный, парный, групповой), по широте охвата содержания (монопредметный, межпредметный, внепредметный), по времени проведения (непродолжительный, продолжительный).

Проектная деятельность охватывает учащихся со 2 по 11 класс. Таким образом, прослеживается преемственность применения в учебной деятельности проектных технологий. 

 

 

 

Проектные работы учащихся МОУ СОШ №23

в 2005 – 2006 учебном году

 

№ п/п

Класс

Тема проекта

Вид проекта (по кол-ву учащихся)

Форма защиты

Выход проекта

1.

2

класс

«Они приближали победу»

Групповой

Альбом

Комп. презентация

Районный  областной конкурсы

2.

3

класс

«Архитектурно-стилевые особенности зданий Екатерин-бурга, построен-ные в 20-30-х годах ХХ века»

Парный

Коллаж

Комп.

презентация

Районный

и

городской

конкурс

3.

4 класс

«Лошадь: сквозь века с человеком»

Личност-

ный

Комп.

презентация

Районный

городской

конкурс

4.

7 класс

«Театральный Екатеринбург»

Групповой

Комп.

презентация

Школьный конкурс

5.

8 класс

«Глаголы ввода прямой речи в произведениях И.С.Тургенева»

Личност-

ный

Научный доклад

Школьный конкурс

6.

9 класс

«Образ Бабы Яги–положительный или отрицатель-ный персонаж русских народных сказок?»

Личност-

ный

Научный доклад

Школьный конкурс

7.

10 класс

«Деформационные свойства мелано-протеиновых волокон»

Парный

Научный доклад

Комп.

презентация

Районная НПК

8.

11 класс

«Создание структуры веб-сайта»

Групповой

Создание веб-сайта

Школьный конкурс

Можно сделать вывод, что в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Поэтому применение данной технологии необходимо на всех ступенях образования – от начальной школы к старшему звену.

В целом, по словам В. Гузеева, «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Категория: Мои статьи | Добавил: ONek (26.06.2012)
Просмотров: 1275 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для родителей

Для "Любознателей"

"Светофор"

Проекты

Поиск