«Нравственность – это смешанный лес,
корни
которого уходят в почву,
которую мы создаём,
а
вершины – в небо…»
В. Кротов
В Федеральном компоненте государственного стандарта перед
учителями начальной школы поставлены цели по воспитанию нравственных и
этических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и
окружающему миру; развитие личности школьника, его творческих способностей,
интереса к учению
Реализацию
этих целей учитель может воплотить на уроках литературного чтения по программе
«Гармония» (автор О.В. Кубасова). Перед ним выделяются следующие ведущие
задачи:
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении
с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников,
формирование представления о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России.
По словам О.В. Кубасовой, «литература является одним из
самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям,
формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе
чтения начального обучения».
В УМК «Гармония», по которому я работаю, по предмету
литературное чтение ставятся задачи, в число которых входит: формирование
способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию
литературного текста; обогащение читательского опыта посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске, тематике, видо – жанровой принадлежности, а на этой базе практическое
освоение элементарных литературоведческих понятий.
Реализация этих задач приводит к приобретению умений и
навыков учащихся к концу второго класса, среди которых можно выделить
следующие: опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей,
определять мотивы поведения героев путём выбора правильных ответов из ряда
предложенных, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам,
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст и др.
Исходя из трёх составляющих линий образованности, заложенных
в НРК, учащиеся при выходе из начальной школы должны знать о ценностях разных
людей и народов в разные времена, уметь сравнивать точки зрения на ценности,
обобщать, делать выводы, различать личные и общечеловеческие ценности, иметь
представление о взаимосвязи человека с природой, осознавать ценности природы, условий
жизни, понимать ценности знания, познания, информации.
С каждым годом меняется наша жизнь. Происходит
переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Всё реже
родители обращаются к художественным произведениям для детей (например, к
сказкам), в которых учат отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от
злости, сеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.
Отсутствие этих понятий является пробелом в воспитании
ребёнка, в привитии ему духовно – нравственных качеств. Поэтому я ставлю эту
проблему во главу угла и пытаюсь провести некоторую коррекцию.
Нельзя не отметить, что в современной школе стоит ряд
проблем, среди которых можно выделить недостаточно высокий уровень культуры
учащихся начальных классов; низкий уровень сформированности духовно –
нравственных качеств (любовь, согласие, доброта, взаимовыручка, терпение,
милосердие и др.) детей, поступающих в начальную школу; особенности микрорайона
школы (удалённость от центра города, неготовность детей к восприятию нравственно
– этических ценностей), контингент
учащихся (родители недостаточно формируют у детей духовно – нравственные
ценности, культом семьи являются материальные ценности).
Опираясь на выше сказанное, проблему по развитию ценностных
ориентаций учащихся 2 класса в процессе литературного образования на уроках
литературного чтения считаю актуальной и поэтому уделяю большое внимание
развитию ценностных качеств на своих уроках по программе «Гармония».
Работая с учебником по литературному чтению для 2
класса «Любимые страницы» и анализируя
изучаемые в процессе чтения произведения, можно заметить, что тексты для
анализа подобраны очень удачно и направлены на формирование ценностных
установок и идеалов, например:
в природе нет ничего лишнего, «вредного»; каждый элемент
природы – будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает
природное равновесие (В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; Э. Шим «Жук
на ниточке», «Очень вредная крапива»);
если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата,
то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в
смертельном бою (С. Воронин «Храбрый клоун»);
уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой
край (С. Есенин «Черёмуха», М. Исаковский «Ветер», В. Рахманов «Одуванчик»);
развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты
делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его бескорыстно (И. Дик
«Красные яблоки», В. Осеева «Просто старушка»);
надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро
и красоту (С. Пермяк «Волшебные краски»).
Приведу фрагмент урока по сказке Е. Пермяка «Волшебные
краски». Знакомство с произведением начинается с выступления группы учащихся,
заранее подготовивших выразительное чтение по ролям.
Далее ставлю перед ребятами проблемные вопросы, призванные
пробудить их интеллект, ведь детям предстоит разобраться в нравственном
затруднении:
Правы ли люди, обвинив мальчика в злонамеренных поступках?
Правильно ли сделал Дед Мороз, подарив мальчику волшебные
краски?
После этого ученики анализируют образ главного героя по
плану:
Мысли и чувства мальчика.
Черты характера.
Дети учатся судить об основных качествах мальчика, оценивать
героя не только по поступкам, но и по мотивам:
выделяют свойства характера героя;
называют авторские слова, косвенно характеризующие героя
(выражение лица, поза, жесты, интонация).
Работа над идеей произведения: побуждение детей к
формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения
следует после всех раздумий о прочитанном. Задаю следующие вопросы:
Жаль ли вам мальчика?
Можно ли помочь главному герою?
Почему последние картины главного героя стали прекрасными?
Как он этого добился?
Как простые краски превратились в волшебные?
Найдите и прочитайте в тексте ту часть, в которой выражена
главная мысль. Согласны ли вы с ней?
На дом ребятам предлагаются задания с разным уровнем
сложности:
1 уровень. Представьте, что вы получили в подарок волшебные
краски. Что бы вы нарисовали ими? Нарисуйте красками.
2 уровень. Напишите сочинение: что бы вы нарисовали волшебными
красками, если бы их вам подарил Дед Мороз?
Разноуровневые задания помогают детям объективно оценить
свои возможности, реализовать себя, проявить творчество в той сфере, в
которой считают себя наиболее успешными,
и выбрать, на их взгляд, более интересное задание.
Приведу отрывки из сочинений учащихся «Волшебные краски»:
«Волшебные краски – это краски, с помощью которых все
нарисованные предметы оживают. В Новый год мне подарил их Дед Мороз.
Для мамы я
нарисовал посуду, которая готовит сама. Папе – машину, чтобы он быстрее
приезжал на работу и скорее возвращался домой. Бабушкам и дедушке – лекарства,
которые не вредят организму и дают много сил.
Мои рисунки
ожили. Все родные остались очень довольны такими подарками. Их мечты
исполнились, а я был очень рад видеть их такими счастливыми».
Егор И.
«Я знал, что нарисованное волшебными красками оживает.
Поэтому красками я хотел создать защиту
для зверей, птиц и насекомых. Я нарисовал волшебный забор вдоль леса. У этого
забора есть специальные сенсорные датчики, которые могут различать намерения
людей. Все добрые свободно могут пройти в лес, а злым дорога закрыта…»
Назар М.
На каждом
уроке, работая с произведениями разных жанров (очерка, стихотворение, рассказ,
сказка), мы формируем у детей духовно – нравственные качества, предлагая
самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им
нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание,
милосердие, любовь к ближнему. Правильно заданные вопросы являются фактором,
формирующим личность ребёнка, воспитывающим в нём определённые психические,
интеллектуальные и морально – этические качества. Выражение учащимися в ответах
своих этнических взглядов, идеалов, своего отношения к различным сторонам
действительности, фактам повседневной жизни, к поступкам литературных героев
являются значимыми для ценностной ориентации учеников. В этом помогают уроки
чтения по программе «Гармония».
|