Среда
15.05.2024
01:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Любознатели
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Учитель года

ФГОС НОО

Категории раздела
Мои статьи [6]
Жизнь Любознателей [7]
Творчество "Любознателей" [10]
В этом разделе представлены лучшие сочинения третьеклассников по теме "Вспоминаем о прошедшем лете".

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе литературного образования

                                                  «Нравственность – это смешанный лес,

                                        корни которого уходят в почву,

                                            которую мы создаём,

                                                                                а вершины – в небо…»

В. Кротов

В Федеральном компоненте государственного стандарта перед учителями начальной школы поставлены цели по воспитанию нравственных и этических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению

            Реализацию этих целей учитель может воплотить на уроках литературного чтения по программе «Гармония» (автор О.В. Кубасова). Перед ним выделяются следующие ведущие задачи:

воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представления о добре и зле;

развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

По словам О.В. Кубасовой, «литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе чтения начального обучения». 

В УМК «Гармония», по которому я работаю, по предмету литературное чтение ставятся задачи, в число которых входит: формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста; обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо – жанровой принадлежности, а на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

Реализация этих задач приводит к приобретению умений и навыков учащихся к концу второго класса, среди которых можно выделить следующие: опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей, определять мотивы поведения героев путём выбора правильных ответов из ряда предложенных, осознавать авторское и собственное отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст и др.

Исходя из трёх составляющих линий образованности, заложенных в НРК, учащиеся при выходе из начальной школы должны знать о ценностях разных людей и народов в разные времена, уметь сравнивать точки зрения на ценности, обобщать, делать выводы, различать личные и общечеловеческие ценности, иметь представление о взаимосвязи человека с природой, осознавать ценности природы, условий жизни, понимать ценности знания, познания, информации.

С каждым годом меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Всё реже родители обращаются к художественным произведениям для детей (например, к сказкам), в которых учат отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, сеяться над тем, что смешно, и не бояться страха.

Отсутствие этих понятий является пробелом в воспитании ребёнка, в привитии ему духовно – нравственных качеств. Поэтому я ставлю эту проблему во главу угла и пытаюсь провести некоторую коррекцию.

Нельзя не отметить, что в современной школе стоит ряд проблем, среди которых можно выделить недостаточно высокий уровень культуры учащихся начальных классов; низкий уровень сформированности духовно – нравственных качеств (любовь, согласие, доброта, взаимовыручка, терпение, милосердие и др.) детей, поступающих в начальную школу; особенности микрорайона школы (удалённость от центра города, неготовность детей к восприятию нравственно – этических ценностей),  контингент учащихся (родители недостаточно формируют у детей духовно – нравственные ценности, культом семьи являются материальные ценности).

Опираясь на выше сказанное, проблему по развитию ценностных ориентаций учащихся 2 класса в процессе литературного образования на уроках литературного чтения считаю актуальной и поэтому уделяю большое внимание развитию ценностных качеств на своих уроках по программе «Гармония».

Работая с учебником по литературному чтению для 2 класса  «Любимые страницы» и анализируя изучаемые в процессе чтения произведения, можно заметить, что тексты для анализа подобраны очень удачно и направлены на формирование ценностных установок и идеалов,  например:

в природе нет ничего лишнего, «вредного»; каждый элемент природы – будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие (В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»);

если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата, то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в смертельном бою (С. Воронин «Храбрый клоун»);

уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой край (С. Есенин «Черёмуха», М. Исаковский «Ветер», В. Рахманов «Одуванчик»);

развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его бескорыстно (И. Дик «Красные яблоки», В. Осеева «Просто старушка»);

надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту (С. Пермяк «Волшебные краски»).

Приведу фрагмент урока по сказке Е. Пермяка «Волшебные краски». Знакомство с произведением начинается с выступления группы учащихся, заранее подготовивших выразительное чтение по ролям.

Далее ставлю перед ребятами проблемные вопросы, призванные пробудить их интеллект, ведь детям предстоит разобраться в нравственном затруднении:

Правы ли люди, обвинив мальчика в злонамеренных поступках?

Правильно ли сделал Дед Мороз, подарив мальчику волшебные краски?

После этого ученики анализируют образ главного героя по плану:

Мысли и чувства мальчика.

Черты характера.

Дети учатся судить об основных качествах мальчика, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам:

выделяют свойства характера героя;

называют авторские слова, косвенно характеризующие героя (выражение лица, поза, жесты, интонация).

Работа над идеей произведения: побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения следует после всех раздумий о прочитанном. Задаю следующие вопросы:

Жаль ли вам мальчика?

Можно ли помочь главному герою?

Почему последние картины главного героя стали прекрасными? Как он этого добился?

Как простые краски превратились в волшебные?

Найдите и прочитайте в тексте ту часть, в которой выражена главная мысль. Согласны ли вы с ней?

На дом ребятам предлагаются задания с разным уровнем сложности:

1 уровень. Представьте, что вы получили в подарок волшебные краски. Что бы вы нарисовали ими? Нарисуйте красками.

2 уровень. Напишите сочинение: что бы вы нарисовали волшебными красками, если бы их вам подарил Дед Мороз?

Разноуровневые задания помогают детям объективно оценить свои возможности, реализовать себя, проявить творчество в той сфере, в которой  считают себя наиболее успешными, и выбрать, на их взгляд, более интересное задание. 

Приведу отрывки из сочинений учащихся «Волшебные краски»:

«Волшебные краски – это краски, с помощью которых все нарисованные предметы оживают. В Новый год мне подарил их Дед Мороз.

            Для мамы я нарисовал посуду, которая готовит сама. Папе – машину, чтобы он быстрее приезжал на работу и скорее возвращался домой. Бабушкам и дедушке – лекарства, которые не вредят организму и дают много сил.

            Мои рисунки ожили. Все родные остались очень довольны такими подарками. Их мечты исполнились, а я был очень рад видеть их такими счастливыми».

Егор И.

«Я знал, что нарисованное волшебными красками оживает. Поэтому красками  я хотел создать защиту для зверей, птиц и насекомых. Я нарисовал волшебный забор вдоль леса. У этого забора есть специальные сенсорные датчики, которые могут различать намерения людей. Все добрые свободно могут пройти в лес, а злым дорога закрыта…»

Назар М.

            На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров (очерка, стихотворение, рассказ, сказка), мы формируем у детей духовно – нравственные качества, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Правильно заданные вопросы являются фактором, формирующим личность ребёнка, воспитывающим в нём определённые психические, интеллектуальные и морально – этические качества. Выражение учащимися в ответах своих этнических взглядов, идеалов, своего отношения к различным сторонам действительности, фактам повседневной жизни, к поступкам литературных героев являются значимыми для ценностной ориентации учеников. В этом помогают уроки чтения по программе «Гармония».

Категория: Мои статьи | Добавил: ONek (26.06.2012)
Просмотров: 1256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для родителей

Для "Любознателей"

"Светофор"

Проекты

Поиск