Вторник
14.05.2024
08:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Любознатели
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Учитель года

ФГОС НОО

Категории раздела
Мои статьи [6]
Жизнь Любознателей [7]
Творчество "Любознателей" [10]
В этом разделе представлены лучшие сочинения третьеклассников по теме "Вспоминаем о прошедшем лете".

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к написанию сочинений учащихся 3-4 классов

Проблема развития культуры речи  и коммуникативных способностей детей многогранна и необъятна и является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

         С изменением социального заказа общества к школе повысился уровень требований к коммуникативно-речевой культуре учащихся. Это нашло отражение в изменении текстов нормативных документов об образовании и необходимости создания новых. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования  отмечено существенное изменение концепции обучения на уроках русского языка – они должны быть ориентированы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Чтобы выйти на реализацию стандарта, необходимы не только уроки русского языка и литературного чтения, но и уроки РиКО, внеклассного чтения, главной задачей которых является совершенствование речевого развития. Содержание данных программ, учебно-методических изданий Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик наглядно убеждает, что взгляд на проблему развития детей кардинально меняется – «создаётся новая концепция постановки и развития речи обучающихся – с выверенной системой теоретических речеведческих понятий, списком речевых жанров, которыми должен овладеть школьник, с одинаковым вниманием к развитию устной (монологической и диалогической) и письменной речи» (Таращенко Л.В.).     

            Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное переложение этих сведений». Опираясь на эти слова, можно сказать, что именно сочинения являются одним из главных видов упражнений по развитию речи.

         Коренным образом изменились требования к подготовке, написанию и проверке сочинений. В связи с этим возник новый подход к методике обучения сочинениям, что я как учитель практически реализую. Хотелось бы остановиться на следующих моментах.

         Прежде чем начать работу над сочинением, мы определяемся с тематикой текста, типом речи, стилем, жанром. Мне в этом помогла таблица с классификацией сочинений (автор Л.В. Таращенко). Классификация сочинений даёт глубже понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать методические средства.

         Сочинение – вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как устного, так и письменного высказывания. Оно требует большой предварительной подготовки со стороны учителя и детей и включает в себя следующие этапы:

1.     Подготовка учителя к уроку.

2.     Предварительная подготовка учащихся.

3.     Написание сочинения.

4.     Самопроверка (первичное редактирование текста).

5.     Проверка сочинений учащихся, их анализ учителем:

-         анализ и исправление речевых, грамматических, стилистических, орфографических ошибок, допущенных учащимися в тексте;

-         проведение урока по редактированию и совершенствованию текстов;

-         самостоятельное редактирование учащимися текстов сочинений.

6.     Повторное написание текста того же сочинения с учётом рекомендаций учителя.

Я думаю, вы согласитесь, что шестой пункт в учительской практике, к сожалению, зачастую отсутствует. Кроме того, мы недостаточно внимания уделяем и предварительной подготовке учащихся к написанию сочинений.

Наиболее важным считаю выделить второй этап – подготовку учащихся. «Подготовка – это создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо, это накопление достаточно полноценного материала для сочинения, это и выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с замыслом её раскрытия» - пишет М.Р. Львов. В своей практической деятельности я убедилась, что именно на этом этапе развиваются все коммуникативно-речевые умения, направленные как на восприятие готового текста, так и на создание собственного. В качестве примера рассмотрим поэтапность подготовки учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана «Март».

1.     Экскурсия на природу в весенний парк, где дети наблюдают за элементами живой и неживой природы (солнце, небо, воздух, снег, земля, деревья, птицы), подбирают наиболее точные слова и обороты речи для их характеристики. Этот этап способствует развитию у детей потребности в высказывании, повышению речевой мотивации, желанию выразить свои мысли и чувства от увиденного, возникает содержательная основа для высказывания, а это – важнейшие условия развития связной речи.

2.     Подготовка на уроках ИЗО, музыки, природоведения, литературного чтения:

ИЗО – рисование весенних пейзажей, где ребёнку даётся выбор в изобразительных средствах.

Музыка – молчаливое рассматривание картины «март» под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Тогда живописное произведение эмоциональнее воздействует на ребят, даёт толчок их мыслям, чувствам и воображению.

     Такая подготовительная работа развивает у учащихся умение устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в музыкальном и живописном произведениях, анализировать их эмоциональное воздействие на окружающих.

Литературное чтение – чтение  рассказов и стихов К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, А.С. Пушкина, С. Есенина и др., выделение наиболее понравившихся выражений с описанием природы и их выписывание в специальные тетради. Это упражнение помогает использовать образец нормативности речи (точность, ясность, чистота) в своих будущих сочинениях, обогащает словарный запас детей.

Природоведение – составление устных рассказов о сезонных изменениях весной.

3.     Выбор темы сочинения по наблюдениям, которое пишется на основе впечатлений, полученных на экскурсии, работа над осмыслением этой темы. Написание сочинения. Обычно я предлагаю несколько вариантов заглавия текста. Это даёт ребёнку возможность выбора, и в зависимости от этого он может написать сочинение в соответствии с типом речи, жанром и стилем текста. Хотелось бы подчеркнуть, что на этом этапе развивается умение отбирать языковые средства в соответствии с типом текста (повествование, описание, рассуждение), строить свой текст в соответствии с его композиционными, логическими и стилистическими особенностями.

Примеры заглавий:

1)Как мы ходили в парк весенним утром.

Жанр: рассказ

Тип речи: повествование

Стиль: художественный

Структура: начало события, его развитие, включающее описание, завершение события.

2) Весеннее утро в парке.

Жанр: пейзажная зарисовка

Тип речи: описание

Стиль: художественный

Структура: общее впечатление о парке утром, его изменения весной, авторская оценка

3) Почему начало весны называют «весной света»?

Жанр: речевой, статья

Тип речи: рассуждение

Стиль: научно-художественный

Структура: вопрос, связанный с основной мыслью, доводы, оформляются как ответы на вопрос, вывод.

4.     Этап состоит из упражнений, направленных на обогащение словаря учащихся, с помощью которых можно проводить не только анализ картины, но и создать собственные речевые высказывания:

-         работа с карточками контекстуальных синонимов во избежание повтора слов в речи;

-         подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или отличающихся по эмоционально-экспрессивной окраске;

-         подбор слов по определённым микротемам (помогающие описать данного героя и т.п.);

-         объяснение значений слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включение слова в контекст, подбора синонимов и антонимов;

-         выделение в предложении слов, употреблённых в неточном или не свойственном им значении, их замена.

5.     Диктанты: творческий, свободный, выборочный, графический, словарный. Этот этап помогает не только формировать орфографический навык, но и способствует развитию речи и мышления детей.

Разумеется, если предшествующие этапы занимают достаточное количество времени на подготовку и их проведение на серии уроков, то далее следуют этапы работы по написанию сочинения по картине на одном уроке:

6.     Рассказ об авторе картины, истории её возникновения.

7.     Рассматривание репродукции картины.

8.     Беседа по содержанию картины (чувства, настроение, вызванное просмотром, характеристика предметов, героев, изображённых на картине, красок, которые использовал автор).

9.     Составление плана текста и написание сочинения.

Таким образом, подготовка к сочинению как один из этапов в написании сочинений способствует развитию связной речи: знакомит школьников с определёнными речевыми и искусствоведческими понятиями; содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний; помогает овладеть на основе этих знаний необходимыми речевыми действиями; свободно использовать приобретённые речевые умения в речевой практике.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ONek (26.06.2012)
Просмотров: 7133 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для родителей

Для "Любознателей"

"Светофор"

Проекты

Поиск