Вторник
14.05.2024
19:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Любознатели
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Учитель года

ФГОС НОО

Категории раздела
Мои статьи [6]
Жизнь Любознателей [7]
Творчество "Любознателей" [10]
В этом разделе представлены лучшие сочинения третьеклассников по теме "Вспоминаем о прошедшем лете".

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование духовно-нравтственных основ личности ребёнка

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить детей к народному творчеству, народной культуре, православным традициям – одна из важнейших задач современного обучения и воспитания.

Для формирования культуры человека, его  духовно – нравственных качеств (любовь, доброта, дружба, преданность и др.) в школах Свердловской области начал вводиться курс «Урал. Человек. Истоки».

Своё приобщение к «Истокам» я начала совсем недавно с курсовой подготовки в октябре «Основы социокультурного подхода».

Пообщавшись с учителями – практиками, работающими по этому курсу 2 – 3 года, изучив программу, я поняла значимость и актуальность «Истоков».

Содержательной целью курса является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

   Задачами курса являются:

-      освоение и принятие духовно – нравственных категорий внутреннего мира человека и его социума, в котором живёт и развивается ребёнок;

-      оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;

-      личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно – нравственным ценностям своего народа;

-      развитие мотивации к саморазвитию.

Эта программа разработана для начальной школы. Сейчас у меня второй класс, но я работаю по первой книге для учащихся «Азбука истоков. Золотое сердечко» (авторы: Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И., Кузьмин И.А.) и хочу поделиться своим опытом работы. Хочется отметить, что работу по данному учебнику можно начинать с любого класса начальной школы независимо от возраста.

В ходе занятий происходи освоение учащимися общекультурных ценностей и накопление социокультурного опыта (навыки общения, управление собственной деятельностью, приёмы эффективного взаимодействия).

При изучении темы «Солнышко, мама и папа» ребёнок начинает понимать значение родителей в жизни каждого человека, испытывает чувство благодарности к ним. В ходе урока при использовании активных форм обучения (ресурсный круг) каждый произносит слова благодарности своим родителям. Он учится правильно формулировать свои мысли,  выражать свои чувства по отношению к близким, постепенно преодолевая замкнутость, скованность, чувство неуверенности при ответе. И как итог – оформление первой страницы своей Книги.

Тема «Мир и лад» дала ребятам возможность подумать над такими нравственными категориями, как Согласие и Уважение, Семья и школа; провести аналогию между, казалось бы, разными понятиями: полем и школой; полем и семьёй; школой и семьёй.

На последующих уроке «Истоки и школа» формируется позитивное отношение к школе, уважение к учителям.

Далее говорю о том, что слово имеет не только конкретное значение. Слово имеет большую силу: может порадовать, утешить, но может и обидеть, ранить. Надо помнить, что слово – это Дар. Ни одно живое существо на Земле не обладает таким даром, только человек. Поэтому нельзя разбрасываться словами. Надо помнить о бесценном даре, преподносить слова как «подарок» для того, кому адресованы.   

После этого занятия дети стали задумываться, как они общаются друг с другом, со своими близкими, родными. Если кто-то неуважительно отзывается о своих одноклассниках, тут же следует реплика: «Вспомни, ведь слово – это Дар. Хотел бы ты получить такой подарок? (Настя А.)

В процессе изучения данного курса чётко прослеживаются межпредметные связи. При изучении темы «Истоки и радуга» вместе с детьми размышляем о том, что у слов тоже есть свои истоки, как у речки – родник, у дерева – корни. Ребята заинтересованы и с удовольствием выполняют упражнение: «Найти слова из «одной семьи» и выделить слово, которое является источником происхождения других слов». Например:

 

РУЧКА, РЕЧКА, РЕЧНОЙ, МОРЕ, РЕЧУШКА, ПЕЧКА, РЕКА.

 

Так дети знакомятся с понятием «однокоренные, или родственны, слова» и тренируются выделять их из группы других слов. в дальнейшем это знакомство продолжается на уроках русского языка.

         В основу преподавания данного курса положена идея активного воспитания. Средством реализации этой идеи на практике является одна из активных форм обучения – ресурсный круг, в котором ребята делятся своими мыслями и чувствами. Он предусматривает активное участие всей группы в обсуждении проблемного вопроса, взаимодействие учитель – ученик носит диалогический характер, происходит формирование ресурса успеха у каждого ученика.

 

«В ресурсном круге надо думать и внимательно слушать других, а не только себя…»

Настя С.

«Каждый ответ в ресурсном круге правильный и значимый…»

Саша И.

«В ресурсном круге мы высказываем собственное мнение…»

Виталий С.

         Эти высказывания свидетельствуют о том, что ресурсный круг повышает интеллектуальную активность каждого ребёнка, прогнозирует ситуацию успеха, снижает чувство напряжённости и тревоги.

Ещё одной формой активного обучения является работа группами. На начальном этапе – работа двойками (парами). Часто для работы использую карточки с заданиями, например:

Задание к уроку «Сказки А.С. Пушкина»: разбить на две группы качества сказочных героев и объяснить, по каким признакам вы это сделали:

 

ХРАБРОСТЬ, МУЖЕСТВО, ЛЕНЬ, ЗАВИСТЬ, УПОРСТВО, ТРУСОТЬ.

 

         Это не первое занятие, выполняемое в двойках, поэтому правила работы учащиеся постепенно закрепляют и усваивают:

-      индивидуальная работа (каждый сначала самостоятельно делит слова на группы);

-      высказывание собственного мнения сверстнику;

-      приведение к собственному мнению;

-      делегирование (выбор, кто будет отвечать);

-      рефлексия.

Групповая работа способствует формированию учения слушать другого, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; развитию лидерских способностей; учит чётко и правильно формулировать свои мысли. Активные формы обучения являются доступными для детей и им очень нравятся. Данную форму работы можно использовать и на других уроках (литературное чтение, окружающий мир, технология и др.)

         В контексте программы одним из главных результатов является создание первой главы своей собственной Книги. Заглавие к ней дети придумывают сами: «Моя первая книга», «Мой родник души», «Мои истоки». Очень важно, что в создании страниц Книги принимают участие и родители, тем самым включаясь в процесс обучения.

         Мы начали освоение первых социокультурных категорий «Мир. Слово. Образ. Книга». Я пытаюсь сформировать у ребёнка способность чувствовать и понимать окружающий мир, слышать слово, видеть образ и любить Книгу. 

Свою статью хочется закончить высказываниями ребят о новом предмете, введённом недавно, но успевшем так полюбиться детям:

 

«Мне очень нравятся уроки «Истоки». «Истоки» - мой лучший друг. Они учат дружить…»

Егор И.

 

«Мы познакомились с этим предметом недавно. Мне нравится, что «Истоки» учат доброте, миру, любви к семье, ласке. Мы знакомимся с мудрыми словами…»

Оля З.

 

«Мне нравятся уроки «Истоки», потому что мы садимся в ресурсный круг и отвечаем на интересные вопросы. В ресурсном круге мы выражаем свои мысли и чувства. Ещё мы с соседом по парте любим работать по карточкам, которые выдаёт нам учитель. Урок «Истоки» учит нас Добру, Любви…»

Ксения Т.

 

«Эти уроки учат Доброте, Милосердию. Во мне выросло семя доброты…»

Максим К.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ONek (26.06.2012)
Просмотров: 714 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Для родителей

Для "Любознателей"

"Светофор"

Проекты

Поиск